Сердце темноты (часть 1)

Много веков назад в Южной Англии Рождественской ночью на фоне зимнего пейзажа разыгрывалось любопытное действо. Был сильный снегопад; снег лежал на ветках и высился как подушки, на крышах спящей деревни. Вся белая, тихая земля спокойно отражала свет звезд. Под снежным покровом хранились старые секреты. В некоторых деревнях еще долго наблюдалось движение после того, как церковные колокола отзвонили в полночь.

У дверей домов появлялись огни, они двигались по узким улочкам, собирались группами у колодца. Это были маленькие масляные лампы, прикрытые от ночного ветра фонарными крышками из железа, и держали их в руках молодые люди в рождественских костюмах. Их лица были вымазаны сажей, тела закутаны от холода, и с фонарями они несли шесты и дубинки. Толкаясь и посмеиваясь, они покинули колодец и пробирались сквозь снег мимо домов, мимо церкви, мимо овчарен и коровников на краю деревни, по тропинке, которая вела в поле.

К тому моменту, когда забрезжил первый утренний свет, мужчины были далеко от своих домов. Можно было увидеть их темные фигуры, двигающиеся среди изгородей. Они били шестами по голым веткам боярышника и терна так, что маленькие птички, прятавшиеся в ветвях, взлетали вверх прочь от опасности.

За этими маленькими птичками и охотились мужчины. Мужчин называли Рождественскими Парнями-Крапивниками, они добывали для деревни крапивника. Тот, кому удавалось вспугнуть хотя бы одного и переломить его хрупкую спину ударом свое палки, становился Королем этого дня.

Король был хозяином церемонии. Он клал крошечное существо на миниатюрные, украшенные лентами похоронные дроги, которые были прикреплены на верхушке его шеста. Потом он своих парней по дороге назад в деревню, где из труб уже вился дым утренних очагов.

По мере приближения к домам Парни-Крапивники до хрипоты кричали о своем триумфе и смеялись над холодом. Ставни распахивались, и оттуда выглядывали розовые лица. Около первого дома молодой человек останавливался у калитки и пел нелепую песню:

Мы сбили крапивника для Робина Бобина,
Мы сбили крапивника для Джека из Кэна,
Мы сбили крапивника для Робина Бобина,
Мы сбили крапивника для всех людей.

На последней ноте дверь дома отворялась. На пороге стояла хозяйка, с усмешкой размахивая подарком Парню-Крапивнику. Это была огромная кружка пенящегося пива. Мужчины передавали кружку по кругу, а Король выдергивал красное перо из птицы, и, размахивая, протягивал его в подарок хозяйке.

После этого Парни-Крапивники переходили от одного дома к другому, распевая свою странную песню, получая подарки и раздавая птичьи перья. Обойдя все дома, молодые люди меняли свою песню на погребальную. Они относили крапивника на церковный двор, где выкапывали маленькую могилку и предавали его земле.

С небольшими вариантами это действо происходило одно время в деревнях и городах по всей Европе: иногда Рождественским утром, иногда 26 декабря, в день Святого Стефана, иногда в первый день Нового года, иногда на Крещение. На острове Мэн птицу несли не на дрогах, а подвешенную за ноги на скрещенных обручах, украшенных еловыми ветками и лентами. Перья давали рыбакам острова как амулет против кораблекрушения. Во Франции крапивника несли привязанным снизу к шесту, а на Короля Парней-Крапивников надевали корону и чествовали по-королевски - факельными шествиями и торжествами - на протяжении всего Рождества. В других местах Парни-Крапивники несли добычу в украшенном гирляндами домике со стеклянными стенками. Ирландцы привязывали птицу к вырванному с корнем кусту остролиста, перевязанному длинными лентами. Несмотря на разные детали, смысл обряда был одинаков: умерщвление крапивника и раздача его перьев приносили доброе здоровье и достаток жителям деревни.

Но почему смерть крошечной птички должна принести удачу? И почему, в частности, крапивника - прелестной птички, живущей в изгородях и распевающей веселые песни? Более того, крапивник с незапамятных времен был самой священной из птиц, и его божественность была запечатлена в именах. На латыни птицу звали regulus, или "маленький король", на немецком - Zaunkonig, или "король изгороди", и Schneekonig, что значит "снежный король"; французы называли ее poulet de Dieu, т.е. "Божий цыпленок". В любой день года, кроме одного, вред, нанесенный крапивнику, был святотатством, неминуемо приносящим несчастье. Шотландцы говорили, что, если навредить крапивнику, коровы будут давать молоко с кровью. А во Франции те, кто разрушал гнезда крапивника, рисковали своими домами, которые могли сгореть, или своими пальцами, которые могли в наказание засохнуть и отвалиться. Чтобы показать свою любовь к этой птице, французы рассказывали об одном из первых святых, который, работая на монастырском винограднике, положил свою одежду на куст. Крапивник построил там свое гнездо, и святой, боясь потревожить птицу, обходился без одежды, пока оттуда не улетели птенцы.

Никто не может сказать определенно, почему почитали крапивника. Птица часто залетала в темные места - чащи, расщелины - и, возможно, поэтому вбирала в себя силы земли. Кое-кто утверждал, что именно крапивник - та первая птица, которая принесла на землю огонь с небес; птицу опалило солнце, поэтому ее оперение красноватого оттенка. Другие рассказывали историю про спор о верховенстве среди птиц. Корону предполагалось отдать тому, кто сможет подлететь ближе всего к солнцу. Выше всех воспарил орел, но крапивник, который спрятался в его оперении, выпрыгнул оттуда в верхней точке полета и взлетел выше, победив орла и выиграв корону.

Каковы бы ни были причины, но в воображении людей эта птица была окутана тайной и наделена необыкновенной силой, а ее жизнь считали драгоценной. Вот почему ее и приносили в жертву.

Хотя охотники и не осознавали этого, охота на крапивника была жертвоприношением, отголоском зимних ритуалов тех времен, когда у людей появились первые представления о богах. Священная смерть птицы была даром силам вселенной и мольбой о благоволении и счастливой судьбе. Владение перьями связывало смертных с божественным.

"Книга Рождества" (серия "Зачарованный мир")

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Рейтинг Инфо-Поле mag.my1.ru - Сайт о магии  Каталог эзотерических ресурсов